УПК РФ
Уголовно-процессуальный кодекс РФ
1. Присяжные
заседатели, в том числе и запасные, вправе:
1) участвовать
в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через
председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре
вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных
действий;
2) просить
председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу,
содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и
понятия;
3) вести
собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате
ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы.
2. Присяжные
заседатели не вправе:
1) отлучаться
из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;
2) высказывать
свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при
вынесении вердикта;
3) общаться с
лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого
уголовного дела;
4) собирать
сведения по уголовному делу вне судебного заседания;
5) нарушать
тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними
вопросам.
3. За неявку в
суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут
денежному взысканию в порядке, установленном статьей 118 настоящего Кодекса.
4.
Председательствующий предупреждает присяжных заседателей о том, что в случае
нарушения требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, присяжный
заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении
уголовного дела по инициативе судьи или по ходатайству сторон. В этом случае
отстраненный присяжный заседатель заменяется запасным.
1. Указание в
вердикте коллегии присяжных заседателей на то, что подсудимый, признанный
виновным, заслуживает снисхождения, обязательно для председательствующего при
назначении наказания.
2. Если
подсудимый признан заслуживающим снисхождения, то председательствующий
назначает ему наказание с применением положений статьи 64 и части первой статьи
65 Уголовного кодекса Российской Федерации. Если коллегией присяжных
заседателей подсудимый не был признан заслуживающим снисхождения, то
председательствующий с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание,
и личности виновного вправе назначить подсудимому наказание не только в
пределах, установленных соответствующей статьей Особенной части Уголовного
кодекса Российской Федерации, но и с применением положений статьи 64 Уголовного
кодекса Российской Федерации.
1. В ходе
судебного разбирательства уголовного дела присяжные заседатели разрешают только
те вопросы, которые предусмотрены пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 299
настоящего Кодекса и сформулированы в вопросном листе. В случае признания
подсудимого виновным присяжные заседатели также указывают в соответствии со
статьей 339 настоящего Кодекса, заслуживает ли подсудимый снисхождения.
2. Вопросы, не
указанные в части первой настоящей статьи, разрешаются без участия присяжных
заседателей председательствующим единолично.
Разбирательство
уголовного дела в суде с участием присяжных заседателей заканчивается принятием
председательствующим одного из следующих решений:
1)
постановления о прекращении уголовного дела - в случаях, предусмотренных
статьей 254 настоящего Кодекса;
2)
оправдательного приговора - в случаях, когда присяжные заседатели дали
отрицательный ответ хотя бы на один из трех основных вопросов, указанных в
части первой статьи 339 настоящего Кодекса, либо председательствующий признал
отсутствие в деянии признаков преступления;
3)
обвинительного приговора с назначением наказания, без назначения наказания, с
назначением наказания и освобождением от него - в соответствии со статьями 302,
307 и 308 настоящего Кодекса;
4)
постановления о роспуске коллегии присяжных заседателей и направлении
уголовного дела на новое рассмотрение иным составом суда - в случае,
предусмотренном частью пятой статьи 348 настоящего Кодекса.
1. Судебное
следствие в суде с участием присяжных заседателей начинается со вступительных
заявлений государственного обвинителя и защитника.
2. Во
вступительном заявлении государственный обвинитель излагает существо
предъявленного обвинения и предлагает порядок исследования представленных им
доказательств.
3. Защитник
высказывает согласованную с подсудимым позицию по предъявленному обвинению и
мнение о порядке исследования представленных им доказательств.
4. Присяжные
заседатели через председательствующего вправе после допроса сторонами
подсудимого, потерпевшего, свидетелей, эксперта задать им вопросы. Вопросы
излагаются присяжными заседателями в письменном виде и подаются
председательствующему через старшину. Эти вопросы формулируются
председательствующим и могут быть им отведены как не относящиеся к
предъявленному обвинению.
5. Судья по
собственной инициативе, а также по ходатайству сторон исключает из уголовного
дела доказательства, недопустимость которых выявилась в ходе судебного
разбирательства.
6. Если в ходе
судебного разбирательства возникает вопрос о недопустимости доказательств, то
он рассматривается в отсутствие присяжных заседателей. Выслушав мнение сторон,
судья принимает решение об исключении доказательства, признанного им
недопустимым.
7. В ходе
судебного следствия в присутствии присяжных заседателей подлежат исследованию
только те фактические обстоятельства уголовного дела, доказанность которых
устанавливается присяжными заседателями в соответствии с их полномочиями,
предусмотренными статьей 334 настоящего Кодекса.
8. Данные о
личности подсудимого исследуются с участием присяжных заседателей лишь в той
мере, в какой они необходимы для установления отдельных признаков состава
преступления, в совершении которого он обвиняется. Запрещается исследовать
факты прежней судимости, признания подсудимого хроническим алкоголиком или
наркоманом, а также иные данные, способные вызвать предубеждение присяжных в
отношении подсудимого.
Приговор
постановляется председательствующим в порядке, установленном главой 39
настоящего Кодекса, со следующими изъятиями:
1) в вводной
части приговора не указываются фамилии присяжных заседателей;
2) в
описательно-мотивировочной части оправдательного приговора излагается существо
обвинения, по поводу которого коллегией присяжных заседателей был вынесен
оправдательный вердикт, и содержатся ссылки на вердикт коллегии присяжных
заседателей либо отказ государственного обвинителя от обвинения. Приведение
доказательств требуется лишь в части, не вытекающей из вердикта, вынесенного
коллегией присяжных заседателей;
3) в
описательно-мотивировочной части обвинительного приговора должны содержаться
описание преступного деяния, в совершении которого подсудимый признан виновным,
квалификация содеянного, мотивы назначения наказания и обоснование решения суда
в отношении гражданского иска;
4) в
резолютивной части приговора должны содержаться разъяснения о кассационном
порядке его обжалования.
1. После
окончания судебного следствия суд переходит к выслушиванию прений сторон,
которые проводятся в соответствии со статьей 292 настоящего Кодекса.
2. Прения
сторон проводятся лишь в пределах вопросов, подлежащих разрешению присяжными
заседателями. Стороны не вправе касаться обстоятельств, которые рассматриваются
после вынесения вердикта без участия присяжных заседателей. Если участник
прений сторон упоминает о таких обстоятельствах, то председательствующий
останавливает его и разъясняет присяжным заседателям, что указанные
обстоятельства не должны быть приняты ими во внимание при вынесении вердикта.
3. Стороны не
вправе ссылаться в обоснование своей позиции на доказательства, которые в
установленном порядке признаны недопустимыми или не исследовались в судебном
заседании. Судья прерывает такие выступления и разъясняет присяжным
заседателям, что они не должны учитывать данные обстоятельства при вынесении
вердикта.
1. Если в ходе
разбирательства уголовного дела судом с участием присяжных заседателей будут
установлены обстоятельства, свидетельствующие о невменяемости подсудимого в момент
совершения деяния, в котором он обвиняется, или свидетельствующие о том, что
после совершения преступления у подсудимого наступило психическое расстройство,
делающее невозможным назначение или исполнение наказания, что подтверждается
результатами судебно-психиатрической экспертизы, то председательствующий
выносит постановление о прекращении рассмотрения уголовного дела с участием
присяжных заседателей и направлении его для рассмотрения судом в порядке,
установленном главой 51 настоящего Кодекса.
2. Постановления,
вынесенные в соответствии с требованиями настоящей статьи, обжалованию не
подлежат.
1. После
окончания прений сторон все их участники имеют право на реплику. Право
последней реплики принадлежит защитнику и подсудимому.
2. Подсудимому
предоставляется последнее слово в соответствии со статьей 293 настоящего
Кодекса.
1. Протокол
судебного заседания ведется в соответствии с требованиями статьи 259 настоящего
Кодекса с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.
2. В протоколе
обязательно указываются состав кандидатов в присяжные заседатели, вызванных в
судебное заседание, и ход формирования коллегии присяжных заседателей.
3.
Напутственное слово председательствующего записывается в протокол судебного
заседания, или его текст приобщается к материалам уголовного дела, о чем
указывается в протоколе.
4. Протокол
судебного заседания должен фиксировать весь ход судебного процесса так, чтобы
можно было удостовериться в правильности его проведения.
1. Судья с
учетом результатов судебного следствия, прений сторон формулирует в письменном
виде вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, зачитывает их и
передает сторонам.
2. Стороны
вправе высказать свои замечания по содержанию и формулировке вопросов и внести
предложения о постановке новых вопросов. При этом судья не вправе отказать
подсудимому или его защитнику в постановке вопросов о наличии по уголовному
делу фактических обстоятельств, исключающих ответственность подсудимого за
содеянное или влекущих за собой его ответственность за менее тяжкое
преступление.
3. На время
обсуждения и формулирования вопросов присяжные заседатели удаляются из зала
судебного заседания.
4. С учетом
замечаний и предложений сторон судья в совещательной комнате окончательно
формулирует вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями, и вносит их
в вопросный лист, который подписывается им.
5. Вопросный
лист оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине
присяжных. Перед удалением в совещательную комнату присяжные заседатели вправе
получить от председательствующего разъяснения по возникшим у них неясностям в
связи с поставленными вопросами, не касаясь при этом существа возможных ответов
на эти вопросы.
1. Требования
настоящей главы применяются при производстве по уголовным делам в отношении:
1) члена Совета
Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской
Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного
должностного лица органа местного самоуправления;
2) судьи
Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей
юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи
конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или
арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
3) Председателя
Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты
Российской Федерации;
4)
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
5) Президента
Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также
кандидата в Президенты Российской Федерации;
6) прокурора;
6.1)
Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;
6.2)
руководителя следственного органа;
7) следователя;
8) адвоката;
9) члена
избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса;
10)
зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы,
зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Порядок
производства по уголовным делам в отношении лиц, указанных в части первой
настоящей статьи, устанавливается настоящим Кодексом с изъятиями,
предусмотренными настоящей главой.
1. По каждому
из деяний, в совершении которых обвиняется подсудимый, ставятся три основных
вопроса:
1) доказано ли,
что деяние имело место;
2) доказано ли,
что это деяние совершил подсудимый;
3) виновен ли
подсудимый в совершении этого деяния.
2. В вопросном
листе возможна также постановка одного основного вопроса о виновности
подсудимого, являющегося соединением вопросов, указанных в части первой
настоящей статьи.
3. После
основного вопроса о виновности подсудимого могут ставиться частные вопросы о
таких обстоятельствах, которые влияют на степень виновности либо изменяют ее
характер, влекут за собой освобождение подсудимого от ответственности. В
необходимых случаях отдельно ставятся также вопросы о степени осуществления
преступного намерения, причинах, в силу которых деяние не было доведено до
конца, степени и характере соучастия каждого из подсудимых в совершении
преступления. Допустимы вопросы, позволяющие установить виновность подсудимого
в совершении менее тяжкого преступления, если этим не ухудшается положение
подсудимого и не нарушается его право на защиту.
4. В случае
признания подсудимого виновным ставится вопрос о том, заслуживает ли он
снисхождения.
5. Не могут
ставиться отдельно либо в составе других вопросы, требующие от присяжных
заседателей юридической квалификации статуса подсудимого (о его судимости), а
также другие вопросы, требующие собственно юридической оценки при вынесении
присяжными заседателями своего вердикта.
6. Формулировки
вопросов не должны допускать при каком-либо ответе на них признание подсудимого
виновным в совершении деяния, по которому государственный обвинитель не
предъявлял ему обвинение либо не поддерживает обвинение к моменту постановки
вопросов.
7. Вопросы,
подлежащие разрешению присяжными заседателями, ставятся в отношении каждого
подсудимого отдельно.
8. Вопросы
ставятся в понятных присяжным заседателям формулировках.
1. Решение о
возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в части первой статьи
447 настоящего Кодекса, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если
уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения
деяния, содержащего признаки преступления, принимается:
1) в отношении
члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы - Председателем
Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия
соответственно Совета Федерации и Государственной Думы;
2) в отношении
Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета
при прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии,
состоящей из трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по
представлению Президента Российской Федерации, о наличии в действиях
Генерального прокурора Российской Федерации признаков преступления;
2.1) в
отношении Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской
Федерации - исполняющим обязанности Председателя Следственного комитета при
прокуратуре Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из
трех судей Верховного Суда Российской Федерации, принятого по представлению
Президента Российской Федерации, о наличии в действиях Председателя
Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации признаков
преступления;
3) в отношении
судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного
комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Конституционного Суда
Российской Федерации;
4) в отношении
судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда,
суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного
округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда -
Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с
согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;
5) в отношении
иных судей - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации
с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей;
6) в отношении
Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов
Счетной палаты Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при
прокуратуре Российской Федерации;
7) в отношении
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - Председателем
Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;
8) в отношении
Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а
также кандидата в Президенты Российской Федерации - Председателем Следственного
комитета при прокуратуре Российской Федерации;
9) в отношении
депутата законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации - руководителем следственного органа
Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту
Российской Федерации;
10) в отношении
прокурора, руководителя следственного органа, следователя - вышестоящим
руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре
Российской Федерации, а в отношении адвоката - руководителем следственного
органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту
Российской Федерации;
11) в отношении
депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного
должностного лица органа местного самоуправления - руководителем следственного
управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по
субъекту Российской Федерации;
12) в отношении
члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса -
руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре
Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, а члена Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса,
председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации -
Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации;
13) в отношении
зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы - в соответствии
со статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия Председателя Следственного
комитета при прокуратуре Российской Федерации;
14) в отношении
зарегистрированного кандидата в депутаты законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации - в соответствии со
статьями 146 и 171 настоящего Кодекса с согласия руководителя следственного
органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту
Российской Федерации.
2.
Представление Президента Российской Федерации о наличии в действиях
Генерального прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного
комитета при прокуратуре Российской Федерации признаков преступления
рассматривается в закрытом судебном заседании в десятидневный срок после
поступления в суд соответствующего представления с участием Генерального
прокурора Российской Федерации или Председателя Следственного комитета при
прокуратуре Российской Федерации и (или) их адвокатов на основании
представленных в суд материалов.
3. По
результатам рассмотрения представления Президента Российской Федерации суд дает
заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.
4. При
рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении
члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение
его в качестве обвиняемого, если уголовное дело возбуждено в отношении других
лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, Совет
Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство
указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или
выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе
соответственно или связано с другими его законными действиями, соответствующими
статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы,
отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой
отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу в
отношении данного члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы.
5. Решение
Конституционного Суда Российской Федерации, а также соответствующей
квалификационной коллегии судей о даче либо об отказе в даче согласия на
возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве
обвиняемого должно быть мотивированным. Это решение принимается в срок не
позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Председателя
Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
6. Утратил
силу. - Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ.
7. В случае
возбуждения уголовного дела в отношении Президента Российской Федерации,
прекратившего исполнение своих полномочий, Председатель Следственного комитета
при прокуратуре Российской Федерации в течение 3 суток направляет в
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации представление о
лишении указанного лица неприкосновенности. В случае принятия Государственной
Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента
Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное
решение вместе с представлением Председателя Следственного комитета при
прокуратуре Российской Федерации в течение 3 суток направляется в Совет
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Решение Совета Федерации
о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего
исполнение своих полномочий, принимается в срок не позднее 3 месяцев со дня
вынесения соответствующего постановления Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации, о чем в течение 3 суток извещается Председатель
Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Решение
Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности
Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий,
либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного
лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с
пунктом 6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.
1. Перед
удалением коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения
вердикта председательствующий обращается к присяжным заседателям с
напутственным словом.
2. При
произнесении напутственного слова председательствующему запрещается в
какой-либо форме выражать свое мнение по вопросам, поставленным перед коллегией
присяжных заседателей.
3. В
напутственном слове председательствующий:
1) приводит
содержание обвинения;
2) сообщает
содержание уголовного закона, предусматривающего ответственность за совершение
деяния, в котором обвиняется подсудимый;
3) напоминает
об исследованных в суде доказательствах, как уличающих подсудимого, так и
оправдывающих его, не выражая при этом своего отношения к этим доказательствам
и не делая выводов из них;
4) излагает
позиции государственного обвинителя и защиты;
5) разъясняет
присяжным основные правила оценки доказательств в их совокупности; сущность
принципа презумпции невиновности; положение о толковании неустраненных сомнений
в пользу подсудимого; положение о том, что их вердикт может быть основан лишь
на тех доказательствах, которые непосредственно исследованы в судебном
заседании, никакие доказательства для них не имеют заранее установленной силы,
их выводы не могут основываться на предположениях, а также на доказательствах,
признанных судом недопустимыми;
6) обращает
внимание коллегии присяжных заседателей на то, что отказ подсудимого от дачи
показаний или его молчание в суде не имеют юридического значения и не могут
быть истолкованы как свидетельство виновности подсудимого;
7) разъясняет
порядок совещания присяжных заседателей, подготовки ответов на поставленные
вопросы, голосования по ответам и вынесения вердикта.
4.
Председательствующий завершает свое напутственное слово напоминанием присяжным
заседателям содержания данной ими присяги и обращает их внимание на то, что в
случае вынесения обвинительного вердикта они могут признать подсудимого
заслуживающим снисхождения.
5. Присяжные
заседатели, выслушав напутственное слово председательствующего и ознакомившись
с поставленными перед ними вопросами, вправе получить от него дополнительные
разъяснения.
6. Стороны вправе
заявить в судебном заседании возражения в связи с содержанием напутственного
слова председательствующего по мотивам нарушения им принципа объективности и
беспристрастности.
Член Совета
Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой
судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его
заместитель и аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по
правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации,
прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в
совершении преступления в порядке, установленном статьей 91 настоящего Кодекса,
за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть
освобождены немедленно после установления их личности.
1. После
напутственного слова председательствующего коллегия присяжных заседателей
удаляется в совещательную комнату для вынесения вердикта.
2. Присутствие
в совещательной комнате иных лиц, за исключением коллегии присяжных
заседателей, не допускается.
3. С
наступлением ночного времени, а с разрешения председательствующего также по
окончании рабочего времени присяжные заседатели вправе прервать совещание для
отдыха.
4. Присяжные
заседатели не могут разглашать суждения, имевшие место во время совещания.
5. Записи
присяжных заседателей, которые они вели в судебном заседании, могут быть
использованы в совещательной комнате для подготовки ответов на поставленные
перед присяжными заседателями вопросы.
1. После
возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в
порядке, установленном статьей 448 настоящего Кодекса, следственные и иные
процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке с
изъятиями, установленными статьей 449 настоящего Кодекса и настоящей статьей.
2. Судебное
решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда Российской
Федерации, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу
исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда Российской
Федерации или квалификационной коллегии судей.
3. Судебное
решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата
Государственной Думы, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение
своих полномочий, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в
качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска
исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной
Думы.
4.
Мотивированное решение Конституционного Суда Российской Федерации,
квалификационной коллегии судей о даче согласия на избрание в отношении судьи в
качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска
принимается в срок не позднее 5 суток со дня поступления представления
Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и
соответствующего судебного решения.
4.1.
Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под
стражу может быть возбуждено следователем или дознавателем в отношении
зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы, кандидата в Президенты
Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета при
прокуратуре Российской Федерации, а в отношении зарегистрированного кандидата в
депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти
субъекта Российской Федерации - с согласия руководителя следственного органа
Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъекту
Российской Федерации.
5. Следственные
и иные процессуальные действия, осуществляемые в соответствии с настоящим
Кодексом не иначе как на основании судебного решения, в отношении лица,
указанного в части первой статьи 447 настоящего Кодекса, если уголовное дело в
отношении его не было возбуждено или такое лицо не было привлечено в качестве
обвиняемого, производятся с согласия суда, указанного в части первой статьи 448
настоящего Кодекса.
1. Пересмотр
обвинительного приговора ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в
пользу осужденного никакими сроками не ограничен.
2. Смерть
осужденного не является препятствием для возобновления производства по
уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в целях его
реабилитации.
3. Пересмотр
оправдательного приговора, или определения, постановления о прекращении
уголовного дела, или обвинительного приговора в связи с мягкостью наказания
либо необходимостью применения к осужденному уголовного закона о более тяжком
преступлении допускается лишь в течение сроков давности привлечения к уголовной
ответственности, установленных статьей 78 Уголовного кодекса Российской
Федерации, и не позднее одного года со дня открытия вновь открывшихся
обстоятельств.
4. Днем
открытия новых или вновь открывшихся обстоятельств считается:
1) день
вступления в законную силу приговора, определения, постановления суда в
отношении лица, виновного в даче ложных показаний, представлении ложных
доказательств, неправильном переводе или преступных действиях, совершенных в
ходе уголовного судопроизводства, - в случаях, указанных в части третьей статьи
413 настоящего Кодекса;
2) день
вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации о
несоответствии закона, примененного в данном уголовном деле, Конституции
Российской Федерации - в случае, указанном в пункте 1 части четвертой статьи
413 настоящего Кодекса;
3) день
вступления в силу решения Европейского Суда по правам человека о наличии
нарушения положений Конвенции по защите прав человека и основных свобод - в
случае, указанном в пункте 2 части четвертой статьи 413 настоящего Кодекса;
4) день
подписания прокурором заключения о необходимости возобновления производства
ввиду новых обстоятельств - в случае, указанном в пункте 3 части четвертой
статьи 413 настоящего Кодекса.
1. Изучив
поступившее уголовное дело, судья выносит постановление о назначении судебного
заседания, в котором разрешаются следующие вопросы:
1) о месте,
дате и времени начала рассмотрения уголовного дела;
2) о вызове в
судебное заседание свидетелей, экспертов и других лиц;
3) о
сохранении, об избрании, отмене или изменении меры пресечения в отношении
подсудимого или осужденного;
4) о
рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании в случаях, предусмотренных
статьей 241 настоящего Кодекса.
2. О месте,
дате и времени рассмотрения уголовного дела извещаются стороны. Неявка лиц,
которые не подавали жалобу на приговор суда первой инстанции, не препятствует
рассмотрению уголовного дела и вынесению решения.
3. В судебном
заседании обязательно участие:
1)
государственного обвинителя;
2) частного
обвинителя, подавшего жалобу;
3) подсудимого
или осужденного, который подал жалобу или в защиту интересов которого поданы
жалоба или представление, за исключением случаев, предусмотренных частями
четвертой и пятой статьи 247 настоящего Кодекса;
4) защитника -
в случаях, указанных в статье 51 настоящего Кодекса.